вторник, 20 декабря 2011 г.

ВЫСОЦКИЙ


Владимир Семёнович Высоцкий (25 января 1938, Москва - 25 июля 1980, Москва) - советский поэт и автор-исполнитель, актёр, автор прозаических произведений. Лауреат Государственной премии СССР (1987 - посмертно).
Владимир Высоцкий сыграл десятки ролей в театре и кино, в том числе Гамлета («Гамлет», В. Шекспир), Лопахина («Вишнёвый Сад», А. Чехов). Наиболее примечательными работами в кинематографе являются фильмы «Место встречи изменить нельзя», «Маленькие трагедии», «Интервенция», «Хозяин тайги», «Вертикаль», «Служили два товарища». Актёр театра Драмы и комедии на Таганке в Москве, созданного Юрием Любимовым в 1964 году.
Владимир Высоцкий вошёл в историю как автор-исполнитель своих стихов и песен под акустическую семиструнную «русскую» гитару.
Свои первые песни Высоцкий начал писать в начале 60-х годов. Это были песни в стиле "дворовой романтики" и не воспринимались всерьез ни Высоцким, ни теми, кто был их первыми слушателями. Спустя несколько лет, в 1965-м, он напишет знаменитую "Подводную лодку", о которой Игорь Кохановский впоследствии скажет: "Подводная лодка - это было уже всерьез. И я думаю, что именно эта песня заявила о том, что пора его творческой юности кончилась."
Примерно в это время Владимир Высоцкий приходит в Театр на Таганке, который по выражению самого Высоцкого, стал для него "своим театром". "Ко мне в театр пришел наниматься молодой человек. Когда я спросил его, что он хочет прочитать, он ответил: "Я несколько своих песен написал, послушаете?" Я согласился послушать одну песню, то есть, фактически, наша встреча должна была продлиться не более пяти минут. Но я слушал, не отрываясь, полтора часа", - вспоминает Юрий Любимов. Так начался творческий путь Высоцкого в Театре на Таганке. Гамлет, Галилей, Пугачев, Свидригайлов - целая палитра образов, созданных вместе с Юрием Любимовым. Любимов поставит и последний спектакль с Высоцким - прощание Владимира Семеновича со зрителями...
Однако в театре не всегда все шло гладко. Почти отеческое отношение Юрия Любимова к Высоцкому и всегда прощавшиеся ему проступки, вызывали зависть коллег-актеров, за исключением нескольких друзей Высоцкого - Золотухина, Демидовой, Филатова.
Параллельно с работой в театре были киноработы. Самая известная и самая любимая роль - Жеглов в телесериале "Место встречи изменить нельзя". Тем не менее, этой роли могло и не быть... Майским вечером 78-го года, на даче в Одессе Высоцкий, Влади и Говорухин собрались, чтобы обсудить сценарий будущего фильма. И вдруг Марина Влади со слезами на глазах берет Говорухина за руку и уводит из комнаты. "Отпусти Володю, снимай другого артиста!". Ей вторил Высоцкий: "Пойми, мне так мало осталось! Я не могу год жизни тратить на эту роль." "Как много потеряли бы зрители, если бы я сдался в тот вечер", - вспоминает Говорухин.
И действительно, персонаж получился очень реалистичным. Многие телезрители были убеждены, что Глеб Жеглов - не выдуманный персонаж. После показа фильма еще долго шли письма по адресу: "МВД, капитану Жеглову".
А потом пришла Любовь. Марина Влади вошла в его жизнь в 1967 году. Высоцкий влюбился в нее после просмотра кинофильма "Колдунья". Он смотрел фильм по нескольку раз в день, мечтал о встрече многие годы. И вот, наконец, она состоялась. Первое знакомство произошло в ресторане ВТО - Высоцкий пришел туда после спектакля. "Краешком глаза я замечаю, что к нам направляется невысокий, плохо одетый молодой человек. Я мельком смотрю на него, и только светло-серые глаза на миг привлекают мое внимание. Но возгласы в зале заставляют меня прервать рассказ, и я поворачиваюсь к нему. Он подходит, молча берет мою руку и долго не выпускает, потом целует ее, садится напротив и уже больше не сводит с меня глаз. Его молчание не стесняет меня, мы смотрим друг на друга, как будто всегда были знакомы. Я знаю, что это - ты", - так описывает свое первое знакомство с Высоцким Марина Влади. Через несколько лет они поженились. Марина Влади была с ним рядом двенадцать лет. "Я жив, двенадцать лет тобой храним..." - успеет написать он на обратной стороне телеграфного бланка. И все эти годы Марина Влади пыталась замедлить бешеный ритм жизни Высоцкого.
"Работать надо!" - была его любимая поговорка. Если бы он мог, он работал бы круглые сутки. Сон - 3-4 часа, остальное - работа. Песни свои он писал в основном ночью. Приходил домой после спектакля, и садился за работу. Марина ставила перед ним чашку с обжигающим чаем, и тихо садилась в углу. Иногда она засыпала, и тогда, уже под утро, Высоцкий будил ее, чтобы прочесть строки, написанные за ночь.
Песни Высоцкого принято делить на циклы: военный, горный, спортивный, китайский... Надо было прожить несколько жизней, чтобы прочувствовать все персонажи, обрисованные в песнях. Фронтовики, слушавшие его песни о войне, были уверены, что он лично пережил все то, о чем писал в песнях. Люди, слушавшие его песни "с криминальным уклоном", были уверены, что он сидел. Моряки, альпинисты, шоферы-дальнорейсовики - все считали его своим. В каждой песне была правда жизни.
Сам Высоцкий так говорил об авторской песне: "Я хочу сказать и заверить, что авторская песня требует очень большой работы. Эта песня все время живет с тобой, не дает тебе покоя ни днем, ни ночью".
...25 июля 1980 года. Высоцкого хоронила, казалось, вся Москва, хотя официального сообщения о смерти не было - в это время проходила московская Олимпиада. Только над окошком театральной кассы было вывешено скромное объявление: "Умер актер Владимир Высоцкий." Ни один человек не сдал обратно билет - каждый хранит его у себя как реликвию...
"Кому сказать спасибо, что - живой!" - написал Высоцкий в своем известном стихотворении. Высоцкий жив и сегодня, благодаря людской памяти, питавшейся и питающейся по сей день его стихотворениями, драматургическими произведениями, киноролями, песнями...

Центральная городская библиотека предлагает рекомендательный список литературы о Владимире Высоцком

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ

1.    Актеры советского кино: научно-популярная литература. Вып. 11 / сост. Л. И. Польская; comp. М. Ш. Хаджимурадова. - М. : Искусство, 1975. - 223 с. : ил.

Очередной выпуск сборника включает творческие портреты актеров; рассказывая о наиболее значительных ролях этих актеров, авторы стремятся выявить характерные особенности их творческих индивидуальностей

2.    Василенко, Евгений.
Смерть в конверте: война в стихах  К.М. Симонова и  В.С.Высоцкого / Евгений Василенко // Литература ПС. - 2009. - : 8. - с. 17 - 19: ил.

3.    Вахитов, Рустем.
Был ли Высоцкий антисоветчиком?: попытка исследования / Рустем Вахитов // Юность. - 2011. - : 7-8. - С. 15-25: фот.

4.    Возьмемся за руки, друзья!: Рассказы об авт. песне. - М.: Мол. гвардия, 1990. - 447 с. : ил ; 17. - Дискогр. послед. лет: с. 442-443  150000 экз.
Книга об авторской песне. В этом сборнике собраны песни Ю. Визбора, Б. Окуджавы, Ю. Кима, А. Городницкого, В. Высоцкого, В. Берковского, С. Матвеенко, М. Щербакова и др. авторов  разных поколений .

5.    Макарова, Белла Александровна.
Баллада о Робине: литературно-музыкальная композиция о Робин Гуде, пересекающаяся с творчеством В. Высоцкого, для учащ. 7-11-х кл. / Б. Макарова // Читаем, учимся, играем. - 2010. - : 4. - с. 33 - 39: фото

6.    Песни Владимира Высоцкого: Песенник / сост. В. Модель. - Л.: Советский композитор, 1991. - 56 с.

7.    Подкорытова, Наталья.
И голос как наждачная бумага...: о Владимире Семёновиче Высоцком, поэте, певце, артисте / Наталья Подкорытова; фото Бориса Семавина и ИТАР - ТАСС // Областная газета. - 2010. -: 24 июля (№ 266 - 267) - с. 8: фото
Завтра исполняется тридцать лет как страна осталась без Владимира Высоцкого: он умер в разгар московской Олимпиады. О его смерти в столице говорили вскользь и шёпотом, но похороны превратились в триумф Поэта, Артиста, Человека. Трудно представить его постаревшим, «Владимиром Семёновичем»… Для многих его современников, живущих в России или оставивших её, встреча с ним — в стихах, песнях, театральных или киноролях навсегда останется главным событием жизни. Мы вспоминаем Владимира Высоцкого с ректором Гуманитарного университета, доктором философских наук, профессором Львом Заксом.

8.    Полякова, Анна.
Переживая судьбы: песня В. Высоцкого "Братские могилы" / Анна Полякова // Хроники краеведа. - 2011. - : 1. - С. 264-269: фот.

9.    Рязанов, Эльдар Александрович.
Неподведенные итоги / Э. А. Рязанов. - М.: Вагриус, 1997. - 510 с.: ил. - (Мой 20 век).
Книга Э. Рязанова о себе, о друзьях, о фильмах, которые снимал, о смысле жизни

10.    "Я, конечно, вернусь...": классный час по творчеству В. С. Высоцкого // Классные часы: 10 класс. - 2009. - с. 102 - 106. - (Учебный год)

Комментариев нет:

Отправить комментарий