Внимание! Виртуальная выставка!
Немецкой литературе были свойственны те
же этапы становления, что и другим европейским литературам, но со своими
особенностями, определявшимися историческими этапами формирования германского
государства. Пережив трагическую судьбу Германии с её постоянной
раздробленностью, страшный кризис при фашизме, литература, тем не менее, не
потеряла своего лица, вступив после войны в новый, современный этап развития.
Вольфганг Гете - пожалуй, самый
известный немецкий писатель. Трагедия «Фауст» давно и прочно расположилась
среди лучших произведений всего мира. «Фауст» - произведение, которое Гете
писал почти всю жизнь, при всей своей сложности, многоплановости, при всем том,
что в нем нашли отражение и античные мифы, и немецкий фольклор, и философские
идеи разного времени, и библейские сюжеты, - удивительно увлекательное чтение.
И современный читатель, углубившись в «Фауста» и задумавшись над смыслом жизни
и даже над судьбой всего человечества, точно не будет скучать.
Доктор Иоганн Фаустус - немецкий алхимик
первой половины XVI века, чья слава «великого чернокнижника» была столь
грандиозна, что народная молва создала о нем причудливую легенду. Это предание
стало частью европейского фольклора и вдохновило множество писателей - как
периода Ренессанса, так и современных, - но никому из них не удалось подняться
до высот Гете. Фауст Гете - не просто человек, продавший душу дьяволу (хотя
писатель полностью сохранил почти все сюжетные особенности легенды), а великий
ученый, интеллектуал и гуманист, мечтающий о счастье всего человечества и
неустанно ищущий пути его достижения. Он сомневается, совершает ошибки, терпит
неудачи, но продолжает свой подвижнический труд.
«Страдания юного Вертера» - менее известная,
хотя не менее талантливая его работа, в которой отразился личный
любовно-психологический опыт автора. Трагическая история молодого бюргера, не
нашедшего ответа на свое чувство и отвергнутого обществом, была мгновенно
переведена на другие языки и породила череду продолжений и подражаний - так
называемую вертериану. Со временем «Вертер, мученик мятежный» стал одним из
«вечных образов» мировой литературы и ввел в европейскую культуру
социопсихологический феномен «вертеризма», связанный с меланхолическим умонастроением
и проблемой самоубийства, как высшего проявления свободы воли.
Романтика, безысходность и большое
количество философских мыслей, заставляющих порой многое переосмыслить в жизни
- все это переплетено в произведениях Эриха Марии Ремарка. Это удивительнейший
писатель, произведения которого, к сожалению, могут читать не все, не все могут осилить его слог, его манеру ярко и
насыщенно описывать внутренний мир и поведение его сложных героев.
«Три товарища». Это проникновенный,
искренний роман о дружбе и любви. Ремарк заставляет переживать всю гамму
чувств. Что ни страница, то цитата, то мысли, которые ни один раз приходили
долгими бессонными ночами. А надо же, мы мыслим, оказывается, одинаково.
Товарищи и в радости и в горе, стоят друг за друга горой. И это доказывают
именно своими поступками. Пройдя крещение войной, они уже не смогут
разлучиться. Их не изменит быт, на них не нападёт ржавчина алчности и жадности.
Они смогут принять любимую одного из них. Они всё могут. Но на книжных
страничках атмосфера трагизма. В каждой строчке, в каждой фразе что-то щемящее
сердце. Он не оставляет надежды. Как иногда порой не оставляет её жизнь. Но три
товарища идут по жизни, и пока они вместе с ними ничего не может случиться. Им
надо быть вместе. Просто необходимо.
Ремарк не оставляет иллюзий, да. Но
Ремарк не жесток. Ремарк- философ, рассказывающий нам о жизни такой, какая она
есть. Он не выливает ушат грязи, но и не надевает розовых очков. Вот она жизнь -
такая, какая есть. Она распростёрта перед вами - смотрите и живите. А как жить -
уж решайте сами. Но только уж прошедшие войну товарищи понимают больше. И
поэтому так ценят свою дружбу и то, что у них есть. Поклонники творчества
Ремарка советуют начинать знакомство с писателем именно с этого произведения. Читайте
Ремарка и не затягивайте знакомство с Таким автором!
«Триумфальная арка». Один из самых
известных романов Ремарка, дважды экранизированный, - причем первая
экранизация, с Ингрид Бергман и Шарлем Буайе, вошла в золотой фонд мирового
кино, а во второй главную роль исполнил сам Энтони Хопкинс. Место действия -
Париж накануне. Второй мировой войны, не понимающий грозящей опасности. Герой -
хирург, спасающий человеческие жизни, беженец из Германии, без документов,
скрывающийся и от французов, и от нацистов. Героиня - итальянская актриса,
окруженная поклонниками, неотразимая и вспыльчивая, как все артисты. Это
история любви наперекор всему, любви, пусть и причиняющей боль, но и дарующей
бесконечную радость.
Говоря о Первой мировой войне, всегда
вспоминают одно произведение Эриха Марии Ремарка. «На Западном фронте без
перемен». Это рассказ о немецких мальчишках, которые под действием
патриотической пропаганды идут на войну, не зная о том, что впереди их ждет не
слава героев, а инвалидность и смерть… Каждый день войны уносит жизни чьих-то
отцов, сыновей, а газеты тем временем бесстрастно сообщают: «На Западном фронте
без перемен...». Эта книга - не обвинение, не исповедь. Это попытка рассказать
о поколении, которое погубила война, о тех, кто стал ее жертвой, даже если
сумел спастись от снарядов и укрыться от пули.
«Время жить и время умирать». Взгляд на
войну глазами простого немца-солдата. О том времени, когда не дали жить. Кто-то
так решил за целое поколение, за весь мир, а люди… Кому было дело до простых
людей? У многих не было тогда выбора. Выбор был только в одном - попытаться
остаться человеком даже на такой войне как эта. На любой войне. Но закон войны
суров: или ты или тебя, и выбор тоже зависит от человека. Главный герой сделал
этот непростой выбор.
«Черный обелиск». Сложные годы после
Первой мировой войны, провинциальный немецкий городок, герой работает в фирме
по продаже надгробий. Но денег не хватает, в стране
чудовищная инфляция, и он подрабатывает игрой на органе в часовне при больнице.
Свою любовь он встречает именно там, в психиатрическом отделении…
«Черный обелиск» - с одной стороны,
роман о великой силе любви, способной вылечить даже душевнобольного, с другой
стороны - философские размышления о Боге, религии, смысле жизни, и наконец, с
третьей - яркая историческая картина эпохи, где все заметнее заявляет о себе
приближающийся фашизм.
«Искра жизни» - роман Ремарка, вышедший
в 1952 году. Книга посвящена его сестре Эльфриде, которую нацисты обезглавили в
1943 году. Действие романа происходит в концлагере близ города Меллерн. В
действительности такого лагеря, как и города, не существовало, но при его
описании Ремарк взял за основу данные о Бухенвальде. За основу же города
Меллерн был взят его родной город Оснабрюк. Сам Ремарк в концлагере никогда не
был, но при написании романа использовал официальные отчеты и свидетельства
очевидцев. Нельзя читать эту книгу, не волнуясь и не переживая. И её нельзя не
читать. Кто-то должен это знать. Кто- то должен это помнить. И этот «кто-то»-
мы. Давайте просто помнить. Такая страшная, очень тяжелая книга заканчивается
на позитивной ноте. Конечно, не все дождались светлого часа, многие погибли. Но
тех, кому посчастливилось выжить, ждёт будущее.
«Ночь в Лиссабоне» написана от лица
героя-рассказчика, спутницу которого зовут Рут - как и возлюбленную Людвига
Керна, героя другого «эмигрантского» романа Э. М. Ремарка «Возлюби ближнего
своего». Спасаясь от нацистов, рассказчик вместе с Рут оказывается в Лиссабоне,
где безуспешно пытается раздобыть денег на фальшивые американские визы и билеты
на пароход в США - последнюю надежду беженцев. В одну из ночей 1942 года он
встречает на набережной незнакомца, который готов подарить ему два билета на
пароход, но с одним условием: герой романа должен пробыть всю ночь с
незнакомцем и выслушать его. Рассказ незнакомца предстаёт полной драматизма
историей жизни человека, в которой переплетаются его личная трагедия и трагедия
Европы, раздавленной нацизмом.
«Возлюби ближнего своего». Еще одна
великолепная вещь Ремарка, показывающая нам судьбу немецких эмигрантов.
В Библии сказано: «Возлюби ближнего
своего». Но - как возлюбить ближнего своего, если ближние твои желают лишь
схватить тебя и убить? Ты бежишь от смерти, ставшей реальностью, от ада
страшных гетто, от безнадежности - к надежде... Но надежда может обмануть. И
тогда - «плачьте не об ушедших, а об оставшихся...».
«Тени в раю» написаны от лица главного
героя, по профессии являющегося журналистом, который повествует о своем приезде
в Нью-Йорк (США) в конце Второй Мировой Войны. В романе описываются
архетипичные собирательные образы беженцев, съехавшихся со всех уголков Европы,
чтобы убежать от войны. Невротичная красавица манекенщица, дурочка актриса,
отчаявшийся герой сопротивления и оптимистичный бизнесмен. Абсолютно разных людей
связывает одна общая черта - надежда когда-нибудь вернуться домой. Это
произведение Ремарка описывает, как люди, измученные годами войны, бегством и
тюрьмами, вошли в рай под названием США. Отсюда и столь точное сравнение в
названии романа - «Тени в раю». По сути весь роман пронизан описаниями трагедий
в жизни переселенцев, и каждый из них по-своему справляется с психологическими
и физическими травмами, нанесенными войной. Кто-то начинает сильно пить, кто-то
уходит в работу, кто-то становится самоубийцей. Циничность людей, которых
приучила к грубости и отсутствию сантиментов война, граничит с историей
искренней любви и настоящей дружбы. Они, потерявшие все, особенно остро
ощущают, что не нужны Америке, и еще - что не нужны и Европе. Они отчаянно ищут
любви и тепла, но Америку не интересует прошлое, а будущего у них нет. Это
история множества трагедий, история ненайденного рая, история о людях - об
искрах жизни, задуваемых ветром. О тенях в раю.
Читайте Ремарка и не затягивайте знакомство с Таким автором!
Генрих Лаубе - немецкий писатель,
драматург и театральный деятель (1806-1884).В романе «Графиня Шатобриан»
события происходят во Франции XVI в. На фоне продажного и лживого королевского
двора, да и самого монарха Франциска I, просвещенного, талантливого, но
слабохарактерного, яркой жемчужиной сверкает образ неординарной для того
времени и той среды, мужественной и бесстрашной графини Франциски Шатобриан.
Германа Гессе называют одним из самых
гармоничных романистов 20 столетия. Лауреат Нобелевской премии (1946). Роман «Игра
в бисер» - книга, без которой немыслима ВСЯ культура постмодернизма Европы - в
литературе, в кино, в театре. Что это - гениальный авангардистский роман,
стилизованный под философию сюрреализма, или гениальное философское эссе,
стилизованное под сюрреалистический роман? Пожалуй, ТЕПЕРЬ это и не важно.
Важно одно - идут годы и десятилетия, а изысканной, болезненной и эзотеричной
«игре в бисер» по-прежнему нет конца. Ибо такова игра, в которую играют лучшие
из людей…
Действие произведения построено вокруг
ордена интеллектуалов, расположенного в вымышленной провинции Касталия. События
романа происходят в далеком будущем, при этом повествование ведется от лица
вымышленного историка, который пишет биографию главного героя.
Индустриализованную Европу постигла духовная катастрофа. В то время
авторитетность любых суждений перестала подвергаться критической оценке. Об
экономике судили артисты, о философии - журналисты. Наука перестала быть
серьёзным исследованием. Классическое искусство выродилось в масскульт. Любые
публикации стали просто развлечением для читающей публики. Основным жанром стал
фельетон - отсюда родилось название «фельетонная эпоха».
«Путешествие к земле Востока» - книга,
которая носит статус культовой для многих поколений читателей и считается
своеобразной «библией философского нонконформизма». Путешествие к земле
Востока» продолжает тему поиска себя и попытки разобраться в себе, в прошлом и
настоящем. Название сбивает с толку, так как путешествию уделяется совсем мало
внимания, а середина книги вообще заставляет недоуменно приподнять брови:
полнейший каламбур, спутанный клубок, сбивчивое повествование. Но постепенно
Гессе разматывает эти нити и все встает на свои места. На самом деле, именно
этот бессвязно написанный текст и дает понять, как тяжело у главного героя на
душе. Как он мечется, не находя себе места, не находя покоя и пытается
избавиться от чувства одиночества, потерянности, покинутости. Эту повесть лучше
всего читать, ознакомившись с другими произведениями, а так же с биографией
автора, т.к. в тексте присутствует множество отсылок к другим его работам и
людям его окружавшим.
Томас Манн. Обладал невероятной
способностью видеть жизнь и достоверно отображать ее на бумаге. На удивление
захватывающе в романе «Будденброки» описывается жизнь и упадок четырёх
поколений известной и богатой семьи торговцев из Любека. В романе великое
множество мелких деталей, из-за чего текст буквально оживает. За этот роман
Манн был удостоен Нобелевской премии по литературе в 1929 году.
Казалось, что судьба должна быть
благосклонна к Клаусу Манну: ему посчастливилось родиться сыном знаменитого на
весь мир писателя Томаса Манна. Однако жизнь его оказалась на редкость трудной,
а финал ее трагичным. Несмотря на свое блестящее образование и бесспорный
талант, Клаус Манн с первых своих шагов на литературном поприще вынужден был
преодолевать недоброжелательность критики и отстаивать право на самостоятельное
творчество. Приход к власти фашистов заставил писателя покинуть Германию. В годы
войны он активно работал. Именно в этот период он создал четыре романа:
«Патетическую симфонию», посвященную жизни П.И.Чайковского, «Бегство на север»
и «Вулкан», повествующие о немецких беженцах 30-х годов, и «Мефистофиля»,
ставшего наиболее известным произведением автора. «Мефистофель» был написан на
третьем году существования «тысячелетнего рейха», но в нем жило ощущение его
неминуемого и скорого краха. Роман повествует о жизни Хендрика Хефгена,
преуспевающего актёра, режиссёра и интенданта столичного театра. Хендрик Хефген
предает свой талант ради карьеры, положения и денег. Став на путь компромиссов
со своей совестью, Хефген становится соучастником преступлений фашистского
режима. «Мефистофель» - роман о взаимоотношениях власти и творческой личности.
В 1981 году в фильме «Мефисто» (в русском прокате «Мефистофель»), снятом
венгерским режиссером Иштваном Сабо, Хефгена блестяще сыграл Клаус Мария
Брандауэр. Киноверсия вновь привлекла внимание к первоисточнику. И сегодня
роман Клауса Манна не потерял своей актуальности. По-прежнему отчетливо звучит
авторская мысль: искусство не терпит компромиссов, его нельзя создавать с
пустым сердцем...
В предлагаемом читателю романе Генриха
Манна «Диана» главная героиня - наследница рода норманнов - Виоланта Асси с
детства живет в атмосфере воспоминаний о сильных страстях и разбойничьих
подвигах своих предков. Вдохновленная идеей освобождения народа, она всецело
отдается борьбе за независимость и процветание своего маленького государства -
Далмации. Романтичность сюжета и образная выразительность языка книги делают ее
привлекательной для широкого круга читателей.
В романе «Минерва» главная героиня -
красавица-аристократка из старинного рода - посвящает себя безраздельному
служению искусству, соединяя в себе меценатку, модель и вдохновительницу. У
книги живописно-пластический стиль повествования и авантюрность сюжета.
В очередном романе Генриха Манна - «Венера»
- главной темой повествования становится любовь. Утонченная аристократка
Виоланта Асси выступает в чарующей роли Венеры-обольстительницы. Череда
любовных приключений и интриг, бурные страсти и переживания, сплетаясь в
причудливом сюжете, рисуют яркий и необычный образ гордой и прекрасной женщины.
Место действия романа «Молодые годы
короля Генриха IV» - Франция в смутные времена Реформации, эпоха религиозных
войн, где умирали и убивали каждый за свою истинную веру. По праву считается
лучшим историко-психологическим романом за всю историю существования жанра.
Книга, в которой детальная подлинность реалий, соседствующая с дерзким
авторским вымыслом, открывает читателю картину бурного XVI века - каким он,
очевидно, и был для современников! Перед вами – «путь наверх» легендарного
монарха, Генриха Наваррского, ставшего одной из самых значительных личностей в
истории Франции!.. Хороший, глубокий роман.
«Зрелые годы короля Генриха IV» - роман
охватывает самые интересные события в жизни Генриха и показывает его интересной
личностью, к которой проникаешься уважением и симпатией. Генриху IV придется не
однажды пойти на сделки с совестью, не однажды рискнуть собой и близкими
людьми, - и в итоге остаться в истории королем, горячо любимым народом,
реформатором и мучительно одиноким человеком, не сумевшим найти в жизни ни
счастья, ни покоя…
Лион Фейхтвангер - мастер в жанре
исторического романа. Стоит ознакомиться с его книгами «Лже-Нерон» и «Испанская
баллада». «Гойя» - жемчужина творческого наследия Фейхтвангера. Роман, до сих
пор не имеющий равных среди произведений, посвященных жизни и творчеству
Франсиско Гойи. Добро пожаловать в Испанию! Добро пожаловать в конец 18 века!
Добро пожаловать во многочисленные дворцы Его и Её величеств Карлоса IV и
Марии-Луизы, их многочисленных грандов, министров и прочих приближённых, в
кабаки, постоялые дворы, в дома простого народа, в церкви и часовни, в тёмные
комнаты и судилища святой Инквизиции, столовые, рабочие кабинеты и, главное,
спальни, спальни, спальни.
Роман, не только повествующий о
неизвестных страницах судьбы Гойи, но и приоткрывающий современному читателю
тайны его души...
И всё-таки, как и любой исторический
роман, книга «Гойя, или тяжкий путь познания» посвящён не только и не столько
главному персонажу, сколько его эпохе, его ближайшему окружению, внешним и
внутренним событиям, иногда не имевшим никакого отношения к этому самому
персонажу. Не удивительно даже, что иногда встречаются главы, а то и их
последовательность, в которых Гойя вообще не появляется. Что делать - жанр есть
жанр.
В книгу известного немецкого драматурга
и писателя Герхарта Гауптмана (1862-1946), лауреата Нобелевской премии по
литературе, вошли роман «Атлантида», в котором писатель как бы предвосхитил
трагическую гибель «Титаника. В конце XIX века в своё последнее плавание
отправляется пароход-экспресс Северогерманской судоходной компании «Роланд».
Молодой кайзеровский эскулап отчаянно влюбляется в звезду кабаре-шоу на фоне
страшной катастрофы и последующего чудесного спасения. Год написания - 1912. Титаник
тонул впервые и на самом деле по сценарию Гауптмана.
Трагическая гибель «Титаника» не давала
покоя и немецкому писателю и поэту Бернгарду Келлерману, который в 1938 году
написал роман «Голубая лента». Морское путешествие, да и гибель корабля здесь
служат лишь фоном, хотя книга издана в серии «Морской роман». Главная тема
всегда актуальна - человеческие и классовые взаимоотношения. Роман Келлермана «Туннель
- книга 1913 года о постройке под Атлантическим океаном туннеля, соединяющего Европу
и Америку. Не зря данный роман принес Келлерману мировую славу, ощущения
непередаваемые! Пусть начало слегка и затянуто, однако книгу закрывать не
спешите. Лишившись семьи, здоровья, душевного равновесия, потратив двадцать
пять лет жизни, главный герой - Мак Аллан, всё равно добился своего и соединил
два континента (Америка-Европа) подземным тоннелем, глубина которого составила
целых шесть тысяч метров. При том, события разворачивались чуть более века
назад!
Патрик Зюскинд получил прозвище «фантом
немецкой литературы», и это неслучайно - от всех интервью он уклоняется, как
может. Самое известное его произведение - «Парфюмер». На сегодняшний день он
признан самым знаменитым романом, написанным на немецком языке со времен Ремарка.
«История одного убийцы» рассказывает о жизни человека, чьи «гениальность и
феноменальное тщеславие ограничивались сферой, не оставляющей следов в истории,
- летучим царством запахов». Роман действительно незаурядный и, как частенько
говорят, с будущим. Зюскинду удалось увязать воедино казалось бы несочетаемое:
мистику и реализм, воздушное волшебное ощущение чуда и череду кровавых
преступлений, обстоятельные рельефные и такие реалистичные подробности давно
минувшей эпохи и разворачивающуюся в её антураже абсолютно нереальную историю,
полную всякой чертовщины и странностей.
Эрвин Штриттматтер - один из писателей ГДР,
лауреат национальной премии. В романе «Погонщик волов» (1952) показана жизнь
немецкой деревушки в годы Веймарской республики до прихода фашистов к власти.
Герой книги, с детства познавший тяжелую нужду, постепенно приходит к пониманию
происходящих в стране событий.
Роман «Краеведческий музей» Зигфрида
Ленца представляет собой широкое эпическое полотно, в нем дана - преломленная
через личные судьбы героев - история мазурского края на протяжении всего XX
столетия с ретроспекциями в более отдаленные времена. Книга, сурово осуждая
любые формы националистического высокомерия, национальной вражды, милитаризма,
войны и реваншизма, утверждает необходимость уважения национальных традиций,
национальной самобытности, равноправия народов и принципов добрососедства.
Герман Кант - один из крупнейших
писателей Германии, лауреат Национальной премии, председатель Союза писателей
ГДР знаком нашему читателю по романам «Актовый зал», «Выходные данные» и
«Остановка в пути». Герман Кант очень популярен у себя на родине и как мастер
малых форм. В сборник включены лучшие рассказы, новеллы и эссе из книг «Кусочек
южного моря» (1962), «Переход границы» (1975), «Третий гвоздь» (1981), «В
дополнение к анкете» (1981).
В книгу бесстрашной разведчицы -
антифашистки Рут Вернер, работавшей с Рихардом Зорге и Шандором Радо - вошел
сборник рассказов «Гонг торговца фарфором» в захватывающей художественной форме
воспроизводящий эпизоды подпольной антифашистской борьбы, а также повести «В
больнице» и «Летний день», написанные на материале повседневной жизни ГДР.
В 1933-1934 годах прошла курс
разведподготовки в Москве. В 1941 году под кодовым именем «Соня» вошла в группу
Шандора Радо, была радисткой.
«Где ты был, Адам?» - одно из самых
лучших произведений Генриха Белля, лауреата Нобелевской премии. 1944 год.
Немецкая армия отступает, госпитали сворачиваются и эвакуируются дальше на
Запад, партизаны активизируются, военная обстановка на линии фронта выходит из
под какого-либо контроля и превращается в беспорядочное бегство, в
концентрационных лагерях в срочном порядке расправляются с остатками
заключенных, в только что освобожденных городках армия противника арестовывает
и допрашивает командный состав. В еще не освобожденных городках, люди
вывешивают белые скатерти из окон, или «до смешного маленький клочок красной
материи, на котором были нашиты неуклюже вырезанные желтый серп и белый молот».
И роман показывает нам калейдоскоп этих событий, перемещая читателя от главы к
главе к новому герою, с его мыслями, беспокойствами и тревогами. В каждой главе
попутно - чья-то чужая жизнь, биография, осколок чужой жизни. И война, которая
и без того перемешивает человеческие судьбы, оказывается сотканной из
миллиардов таких жизней, банальных, обычных, ничем вроде бы не выдающихся
жизней.
Отсутствие единой сюжетной линии, ни
сколько не мешает восприятию. Вновь и вновь Бёлль ставит перед читателем
извечные вопросы, которые непосредственно связаны с темой войны. Личная
ответственность каждого за происходящее вокруг. Страдание и отпущение грехов.
Любовь и равнодушие. Этот роман, как любая классика, содержит в себе сотни
смыслов. Можно говорить о любом, брать то, что волнует вас сейчас, найти ответы
именно на свои вопросы. Бёлль универсален. Кульминация романа в который раз
убеждает в том, что жизнь еще более жестока, чем нам кажется. Бёлль потрясающе
пишет. Он захватывает и обезоруживает. Он подкупает искренностью и честностью.
Его литературный дар восхищает.
«Дом без хозяина» - очень глубокая
книга. Поднимает массу нравственных проблем, самых разных. Атмосфера книги
замечательная, такая атмосфера детства. Не хочется прерывать чтение, закрывать
книгу. Это все то, что понравилось. Действие происходит в послевоенной Германии.
И хочется пожалеть мальчишек, растущих без отцов.
Анна Зегерс назвала свой «Транзит»
романом. И действительно, эта небольшая по объему книга по своей глубине, трагизму,
жизненной правдивости поднимается чуть ли не до мифологических обобщений.
1941 год, Марсель - последний
неоккупированный порт Франции. Беженцы со всей Европы, легионеры, шпики, авантюристы,
озлобленные обыватели - на этом фоне разворачивается короткая и яркая история
любви героя, которая конечно же не может быть счастливой...
Роман по праву входит в число лучших
произведений о человеке эпохи второй мировой войны. Эта книга вроде бы о войне,
но в ней нет военных событий, и, практически даже не встречаются люди в военной
форме. И в тоже время она ничуть не светла, она абсолютно мрачная, как будто в
городе всегда стоит пасмурная погода, тучи иногда сгущаются, как будто перед
бурей, иногда небо светлеет, но солнечно не бывает никогда.
Главный герой - немец, сбежавший из
концлагеря и оказавшийся в Марселе с помощью друзей. Его окружают такие же
эмигранты из Германии, как и он сам. Но в отличие от героя, большинство из них
стремится выбраться из этого города, из этой страны, с этого материка,
перебраться туда, где нет войны, где по достоинству их оценят, невзирая ни на
что. Герой вроде бы в начале равнодушно относится ко всем попыткам знакомых и
незнакомых соотечественников любыми способами уехать отсюда. Но волей случая он
оказывается вовлеченным в эту кутерьму с посольствами, визами и билетами. И в
последний момент он отказывается от своей поездки, он остается во Франции,
чтобы здесь бороться с фашизмом. Оказалось, что этот робкий молодой человек
способен на настоящие поступки и его борьба только начинается. И для него это
не транзит через другую страну в лучшую жизнь - назовем его внешним. А его
транзит - внутренний, душевный, в котором он смог найти своё место в столь тяжёлое
время. Но самое главное - в него веришь и в то, что он и дальше пойдёт по
правильному пути.
Шульц Макс Вальтер - немецкий писатель
(ГДР). Участвовал во 2-й мировой войне 1939-45. Широкую известность получил
роман Шульца о «непотерянном поколении» - «Мы не пыль на ветру», где на
материале военных и послевоенных лет в Германии показаны преодоление нацистской
идеологии, переход героя на сторону социализма. Его главный герой, Руди
Хагедорн, учится в гимназии, имеет друга-врага, любит девушку сомнительного (с
точки зрения нацистского режима) происхождения, служит в вермахте, переживает
мучительную переоценку ценностей, с трудом нащупывает верную дорогу в
послевоенной жизни. У Шульца - неповторимая авторская манера, удачно переданная
в русском переводе, лиричная, поэтичная, с очень своеобразным юмором.
Повесть «Летчица» о том, как в 1944 г. в
сумятице немецкого отступления встретились советская летчица Люба и немецкий
ефрейтор «рыжий увалень» Бенно Хельригель. Щемящая, пронзительная история
военной встречи продолжается спустя почти тридцать лет в Москве, куда Бенно
приезжает на похороны Любы.
Бруно Винцер «Солдат трёх армий». Мемуары
немецкого офицера, в которых автор рассказывает о своей службе в рейхсвере,
гитлеровском вермахте и бундесвере. В 1960 году Бруно Винцер, штабс-офицер
бундесвера, тайно покинул Западную Германию и перешел на территорию Германской
Демократической Республики, где издал эту книгу - историю своей жизни.
«Трехгрошовый роман» (1934) -
единственное крупное прозаическое произведение знаменитого немецкого драматурга
и теоретика театра Бертольда Брехта. В нем обрела свое наиболее полное
воплощение любимая Брехтом история о бандите Мэкхите, по кличке Мэкки – нож.
Гениальная книга, и очень актуальная для
нашей действительности. Схемы разворовывания бюджетных денег до удивления
современны, наши коррупционеры даже не смогли придумать новых способов. Да и
зачем, когда есть хорошо работающие, проверенные схемы? Было даже немного
удивительно читать про все описанные процессы, перенесённые почти на сто лет
назад.
Столько закрученных сюжетных линий! Но
автор столь виртуозно скользит между ними, столь мастерски оперирует судьбами
каждого из персонажей, что хочется аплодировать стоя. Браво, маэстро!
Книга Клауса-Петера Вольфа «Выдворение,
или Кто убил Махмута Первера?» рассказывает о жизни иностранных рабочих,
которые приезжают на заработки в Западную Европу. Роман смело разоблачает
скрытые формы расизма, срывает маски с буржуазных понятий демократии,
равноправия и свободы.
Криста Вольф - одна из талантливейших
писателей ГДР. В своем автобиографическом романе «Образы детства», в котором
перед читателем раскрываются разные временные слои прошлого и настоящего, она
показывает, как человек, воспитанный нацистской действительностью, становится
убежденным гуманистом и строителем новой жизни.
Криста Вольф просто поразительна своим
психологизмом. Кажется, она пишет языком подсознания, воспоминаний, размышлений
и внутренней борьбы.
Повесть «Кассандра» - это страстное
предостережение против войны, актуальность которого в наши дни несомненна. Повествование
ведется от первого лица и все события описаны словно в дневнике Кассандры,
дочери - предсказательницы царя Трои, Приама. Переживания, чувства, эмоции -
всё, как на ладони. «Дневниковое» произведение временами сложней других форм,
но и глубже, искренней. Поэтому и складывается впечатление, что была Троя не
так уж давно, и Кассандра совсем настоящая, живая женщина. Повесть начинается с
того, что она скорее всего умрет через некоторое время и вспоминает то, что
случилось за эти несколько лет, до и во время войны с греками.
Окружение царя и сам Приам считают, что
она идет против них, говоря им горькие предсказания, по их словам она должна
восхвалять все планы, действия, которые исходят от них. Тем не менее, ее
предсказания произошли, но кто-нибудь прислушался к ним? Нет. Героиня не только
страдает тем, что не может помочь своему городу, но и получает презрение своих
родителей. Может быть она бы получила больше доверия, если бы была царским
сыном, но она ведь женщина.
Написанная в 1987 г.
повесть «Авария» создана под впечатлением катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Карл Фридрих Май (1842 - 1912) -
немецкий писатель, поэт, композитор, автор знаменитых приключенческих романов
для юношества (в основном вестернов), многие из которых экранизированы. Карл
Фридрих Май родился 25 февраля 1842 года
в Королевстве Саксония в бедной ткацкой семье. Уже с детства испытал немало
тягот. Вскоре после рождения Карл потерял зрение, который вернулось к нему
только на 5 году жизни благодаря удачной операции. 12-летний парень должен
заработать сам, работая в ресторанном кегельбане. В 1861 году, окончив
учительскую семинарию, Карл Май получил должность преподавателя при фабричных
школах, но уже 1863 года его карьера была прервана по обвинению в краже
часов. Молодой учитель был осужден и
заключен в тюрьму, в которой Карл Май провел восемь лет. Все это повлекло
обострение у него нервного заболевания, известного сейчас как раздвоение
личности. До сих пор многие считают, что Карл Май начал писать свои романы в
тюрьме. Самый знаменитый цикл романов о благородном индейце Виннету: «Виннету», «Белый брат Виннету», «Золото Виннету», «Чёрный мустанг», «Наследники
Виннету». Книги из разряда «прочитать в детстве и перечитывать всю жизнь».
Ему принадлежат также романы, действие
которых происходит на Ближнем Востоке, во владениях Османской империи.
Известно, что романы Карла Мая были любимыми книгами Адольфа Гитлера во время
его учебы в школе. По этой причине после войны его произведения не изучались ни
в ГДР, ни в СССР.
Немецкие сказки - невероятные истории,
от которых захватывает дух. Читать эти сказки и стихи точно можно на одном
дыхании. Непредсказуемые приключения перенесут Вас в волшебную страну мечты. Вы
сможете с лёгкостью почувствовать себя настоящим немцем. Немецкие сказки
познакомят Вас с культурой и обычаями Германии. Вы обязательно будете
разбираться в важнейших исторических событиях. Загадочный мир сказки полон
приключений, историй и сказаний на основе реальных событий. Предугадать
завершение сказки просто невозможно, так как немецкие сказки считаются одними
из самых интригующих в мире. Скучать во время прочтения Вам точно не придётся,
масса интересных персонажей навсегда останется в Вашей памяти. Самые отличные
приключенческие истории ждут Вас. Будьте готовы окунуться в атмосферу другого
места и времени вместе с немецкими сказками.
Имя этого автора у любого книголюба
сразу ассоциируется со сказками. Однако эти фантастические истории едва ли можно
назвать детской литературой - даже многие взрослые и опытные читатели с трудом
понимают смысл, заложенный в них. «Житейские воззрения кота Мурра», например,
или «Золотой горшок» сразу дадут вам понять, ваш это автор или нет. Гофман
Эрнст Теодор Амадей (1776-1822) - немецкий писатель, композитор и художник
романтического направления, получивший известность благодаря сказкам,
сочетающим мистику с реальностью и отражающим гротескные и трагические стороны
человеческой натуры. Самые известные сказки Гофмана: «Щелкунчик и Мышиный
король», «Крошка Цахес, по прозванию Циннобер», «Песочный Человек» и многие
другие сказки для детей.
Вильгельм Гауф (1802 - 1827) - немецкий
писатель и новеллист. Литературное наследие Гауфа заключается в трех альманахах
сказок (Караван, Александрийский шейх Али-Бану и его невольники, Харчевня в
Шпессарте). Эти произведения навсегда вписали имя Вильгельма Гауфа в историю
мировой литературы. Его мистические, иногда страшные, иногда грустные сказки
проникнуты духом Востока, но, в то же время, лишены обычной восточной мишуры.
Он один из тех немногих авторов, кто умели сделать из заурядных легенд о
привидениях и бедняках, наказывающих злых богачей, волшебные, яркие,
запоминающиеся сказки, которые интересно читать и по сей день как детям, так и
взрослым.
Сборники сказок, собранных в немецких
землях и литературно обработанных братьями Якобом и Вильгельмом Гриммами, в
настоящее время известны под названием «Сказки братьев Гримм». Самые известные
сказки братьев Гримм: Удачная торговля, Храбрый портняжка, Смышленый Ганс, Волк
и семеро козлят, Соломинка, уголек и боб, Госпожа Метелица, Три счастливца, Юный
великан, Семеро швабов, Три брата, Ленивый Гейнц, Заяц и еж, Сладкая каша, Белоснежка
и Алоцветик и конечно же Бременские уличные музыканты.
Книгами Отфрида Пройслера зачитывается
не одно поколение детей. Его изумительные сказки уже стали классикой детской
литературы, они издавались на 55 языках общим тиражом более 50 миллионов
экземпляров, были удостоены множества наград. И при этом биография Отфрида
Пройслера вполне могла бы стать сюжетом отдельной сказки, в которой нередко
встречаются и очень страшные сцены. Самая популярная сказка - «Маленькая
Баба-Яга». В основу положена история, которую Отфрид рассказал своей дочери,
напуганной сказкой о злой ведьме. Придуманной маленькой Бабе-Яге было всего
лишь 127 лет, она предпочитала колдовать так, чтобы смешить и радовать людей, и
сумела победить злых старых колдуний. Мысль о том, что любое зло можно победить
разумом, добротой и настойчивостью стала главным лейтмотивом сказок Пройслера,
благодаря чему их так любят дети.
«Самой влиятельной немкой в мире» назвал
Корнелию Функе в 2005 году журнал «Таймс». Пишет преимущественно в фэнтезийном
жанре. «Чернильное сердце», «Король воров» и «Повелитель драконов» - прекрасное
чтение для подростков. Писательница знает, насколько юным сердцам нужны добрые
истории и вера в чудо - она много лет работала с детьми-инвалидами.
Писательница создала целую «чернильную трилогию»: «Чернильное сердце»,
«Чернильная кровь», «Чернильная смерть».
КНИГИ ЖДУТ СВОИХ ЧИТАТЕЛЕЙ!
Наш адрес: Центральная библиотека, ул. Фадеевых, 20
тел. для справок: 8 (34344)2-53-69
Комментариев нет:
Отправить комментарий