http://www.liturgy.ru/sites/default/files/images/69_0.jpg |
Преподобный Силуан Афонский, известный в миру под именем
Симеон, родился в 1866 году в благочестивой семье крестьянина Иоанна Антонова,
которая проживала в селе Шовском Шовской волости Лебединского уезда Тамбовской
губернии. Родители Симеона были людьми трудолюбивыми, кроткими и от природы
мудрыми, хотя и неграмотными. Как впоследствии вспоминал старец, большая и
дружная семья жила бедно, однако, никогда не отказывала в помощи нуждающимся,
порой даже делясь с ними последним. Особенно радушно в семье принимали
странников. Отец беседовал с ними о Боге и христианской жизни, и эти беседы
производили сильное впечатление на восприимчивую душу отрока Симеона.
С детства
Симеон трудился вместе со старшими, в меру сил помогая отцу в поле и братьям на
строительных работах в помещичьем имении. Возможно, по этой причине он был
вынужден оставить сельскую школу, проучившись в ней только «две зимы». Но
стремление к знаниям было присуще преподобному всегда. Жизнь набожной семьи
Антоновых была неразрывно связана с храмом, посещение которого прививало
Симеону с младенчества чувство благоговения перед словом Божиим, воспитывало
его в духе христианского смирения и других добродетелей. В храме он постигал
церковную грамоту, учился сосредоточенной молитве, внимал чтению «Жития святых».
Спустя несколько лет юноша, возлюбив Господа всей душой, открыто пожелал
удалиться в монастырь и принять постриг. Его стремление, однако, не встретило
поддержки у отца, который настоял на том, чтобы сын сначала поступил на военную
службу и лишь после ее прохождения принял решение, кем ему стать. Преподобный
Силуан Афонский Повинуясь родительскому слову, Симеон вернулся к своей обычной
жизни. Было ему в ту пору девятнадцать лет. Благочестивое намерение вскоре
оставило его, и он, подобно многим своим сверстникам, поддался соблазнам мира.
Молодой, красивый, сильный, а к тому времени уже зажиточный, он наслаждался
жизнью и в шумной суете мира начал было забывать первый зов Божий к иноческому
служению. Но Господь уберег его от погружения в греховную пучину, вновь призвав
уйти от мирской суеты и вступить на путь монашества. Однажды, вернувшись домой
с гулянья, он задремал и в тонком сне, глядя на себя как бы со стороны, увидел,
как в него проникает «смрадный змий». Почувствовав отвращение, он проснулся и в
момент пробуждения услышал слова, произнесенные Самой Пресвятой Богородицей:
«Ты проглотил змия во сне и тебе противно; так и Мне нехорошо смотреть на то,
что ты делаешь». Осознав свои грехи, юноша горячо раскаялся в них перед
Господом и возблагодарил Божию Матерь за проявленную к нему доброту. К Симеону
вновь вернулось желание посвятить свою жизнь Богу. Воинскую службу Симеон
проходил в Санкт-Петербурге. Он считался исполнительным воином, примерным в
поведении, верным в отношениях с товарищами по службе, за что его и любили
сослуживцы. В армии с особой силой проявился дар его мудрого совета, следуя
которому, многие обрели душевный покой и благополучие. Уйдя на службу с живой
верой и глубоким покаянным чувством, Симеон никогда не забывал о Боге. К тому
времени определилось и место его будущих монашеских подвигов - Святая Гора
Афон. Незадолго до окончания воинской службы Симеон испросил молитв и
благословения святого праведного Иоанна Кронштадтского. Всего одну неделю
Симеон пробыл дома после окончания службы. Собрав подарки для монастыря и
необходимое в дорогу, он попрощался со всеми и отправился на Афон. Осенью 1892
года преподобный прибыл на Святую Гору и был принят послушником в Русский
Пантелеимонов монастырь в пору расцвета этой обители. Жизнь послушника в монастыре
была проста, доступна и внешне ничем не примечательна: сначала его послушанием
была тяжелая работа на мельнице, на смену которой пришел хлопотливый труд
эконома, заведование мастерскими, продовольственным складом, а на склоне лет -
торговой лавкой. Пройдя путь начальных иноческих испытаний, в 1896 году Симеон
был пострижен в мантию с именем Силуан, а в 1911 году - в схиму с оставлением
прежнего имени. Своих учеников преподобный не имел и в послушании у какого-либо
определенного старца не находился. Сам он, подобно большинству монахов,
воспитывался в атмосфере общей для иноков Афона духовной традиции, проводя, как
того требовал многовековой уклад жизни в обители, дни в непрестанной Иисусовой
молитве, на длительных богослужениях в храме, в постах и бдениях, частой
исповеди и причащении Святых Христовых Тайн, чтении духовных книг и труде. С
первого и до последнего дня преподобный явил собой образ совершенного
послушания. Прожив 46 лет в обители с общежительным уставом, подвижник никогда
не стремился к уходу в затвор или к удалению в пустырь, считая, что это лишь
вспомогательные средства, а не цель христианской жизни. В то же время он был
далек и от мирских интересов. Постоянно находясь среди людей, старец хранил ум
и сердце от посторонних помыслов, очищал их от страстей для молитвенного
предстояния Богу, утверждая, что это самый короткий путь к спасению. Вся жизнь
его была сердечной молитвой «до великих слез», исключительно высоким подвигом
любви к Господу, а в 1938 году старец схимонах Силуан мирно скончался. Своей
подвижнической жизнью он явил пример кротости, смирения и любви к ближним.
Спустя 50 лет, в 1998 году Священный Синод Константинопольской Православной
Церкви причислил блаженного старца к лику святых. По благословению Святейшего
Патриарха Московского и всея Руси Алексия II имя преподобного Силуана Афонского
было внесено в месяцеслов Русской Православной Церкви на 11 сентября (по
старому стилю).
Комментариев нет:
Отправить комментарий