http://ic.pics.livejournal.com/aleslynx/9502927/770/770_900.jpg |
В Петербурге на 80-м году жизни скончался Борис Стругацкий. Его романы и повести -
большинство были написаны в соавторстве с братом Аркадием еще полвека назад -
стали символом своего времени. Книгами Стругацких зачитываются и в наши дни.
"Пикник на обочине", "Хищные вещи века", "Трудно быть
богом", "Отель "У погибшего альпиниста" - не просто
классика научной фантастики, все эти произведения давно вышли за привычные
рамки жанра.
Сегодня
кажется - их фантастика и их миры были всегда. С книгами Стругацких росли
поколения. С ними не расставались, переходя в другой возраст. Братьев было двое
- Аркадий и Борис, а писатель Стругацкий - один. Не стало последнего из
великого дуэта - Бориса Натановича.
"Сказать,
что они классики, значит ничего не сказать. Стругацкие были лучшими сюжетистами
нашей литературы, по-моему в XX веке", - говорит прозаик, поэт, сценарист,
Заслуженный деятель искусств России Юрий Арабов.
Он
был младше своего брата на восемь лет. Пережил блокаду. Потом был матмех
Ленинградского университета, работа в Пулковской обсерватории. Свою первую
совместную повесть о путешествии на Венеру – "В стране багровых туч"
– Стругацкие писали на спор. Ставкой была бутылка шампанского. Всего за три с
небольшим десятилетия совместного творчества появились около 30 повестей и
романов, несколько рассказов и киносценариев и пьес.
"Он
был могучий человек, могучий писатель. Я думаю, что жизнь его произведений
будет продолжаться и без него, с огромным интересом со стороны и молодежи, и
среднего поколения", - убежден Народный артист РСФСР Михаил Державин.
Их
можно было читать с любого места. О самих же Стругацких почти ничего не знали.
Хотя они оставались живой легендой. После смерти брата, Борис Натанович жил
тихой несуетной жизнью в обычной петербургской квартире на улице Победы.
Избегал публичности, почти не давал интервью. Одно из немногих - сделано
любительской камерой.
"Раздаются
голоса, что идеалы вообще не нужны, - говорит писатель. - Что вообще не надо
думать о будущем. Надо думать о сегодняшнем дне. Чтобы сегодня все были сыты.
Все одеты. Все при деле. Чтобы не было бездельников. Это все правильно, но это
же легко сказать, что не надо думать о будущем. По-моему, это невозможно".
Мода
на братьев Стругацких захватила страну еще в 70-х. Девять раз переписав
"Пикник на обочине", Тарковский снимает "Сталкер". А
повесть "Понедельник начинается в субботу" ляжет в основу новогодней
сказки Константина Бромберга "Чародеи", уже почти 30 лет - главного
новогоднего кинохита страны.
"Будущее
- это тщательно обезвреженное настоящее", - напишут Стругацкие. Все
думали, они предсказали перестройку в СССР, а выяснилось - всю нашу
современность, в мировом масштабе. И в этом актуальность киноосмыслений
"Трудно быть богом" Германа-старшего и "Обитаемый остров"
Федора Бондарчука.
В
книгах Стругацких одни находили философию, другие фантастику и философию,
третьи - политические идеалы. В советскую эпоху Стругацкие писали на грани
диссидентства. В роман "Трудно быть богом" цензоры внесли сотни
поправок. Но не затемнили главных смыслов.
После
смерти брата Борис Натанович продолжил писать в одиночку - под псевдонимом
Сергея Витицкого. Его последний роман "Бессильные мира сего" вышел в
2003-м. "Ты должен сделать добро из зла, потому что его больше не из чего
делать". Этот эпиграф одной из их книг, наверное, мог бы стать лучшей
эпитафией к жизни и судьбе Стругацких, пригласивших всех нас в свои
удивительные миры. Ведь на всех обитаемых планетах, как говорили они сами,
дороги ведут к тем, кто их строил.
Центральная городская библиотека предлагает почитать:
Магии книг братьев Стругацких подвластны самые разные люди - независимо от возраста, образования, убеждений. Каждый находит в них что-то для себя: великолепный язык, знаменитый, мгновенно узнаваемый юмор Стругацких, затягивающие сюжетные композиции и по-настоящему серьезные этические и философские проблемы.
Комментариев нет:
Отправить комментарий